Двадцатилетние женщины делают инъекции ботокса, так как боятся потерять работу из-за морщин.
На прошедшей в рамках Недели парфюмерии и косметики пресс-конференции аналитики рынка, такие, как российская компания "Старая крепость", а также европейские Euromonitor и Mintel group, назвали российский косметический рынок одним из самых динамично развивающихся в мире и наиболее интересным для международных производителей. Затем, решив не загружать присутствующих цифрами и тенденциями рынка, они описали портрет российского потребителя косметики. По их словам, россияне гораздо более щепетильны при выборе средств по уходу за кожей, нежели европейцы. При этом мужчины до сих пор считают зазорным разбираться в косметике, а женщины начинают бороться с морщинами лет на 5-10 лет раньше срока.
Западные исследователи оценивают российский рынок, как самый большой в Восточной Европе, в то время как этот регион находится под очень пристальным наблюдением международных производителей, как наиболее динамично развивающийся после рынка Латинской Америки. "В 2003 г. косметический рынок Восточной Европы увеличился на 11,6% по сравнению с 2002 г. и составил 12,5 млрд долл., - заявила главный эксперт исследовательской компании Euromonitor Клэр Брайни. - Российский косметический рынок занимает десятое место в списке самых крупных рынков мира и восьмое место по темпам развития". По данным Euromonitor, российский рынок в настоящее время составляет около 2,5% объема мирового рынка. Объем российского рынка косметики оценивается в 5,4 млрд долл. Ежегодные темпы роста российского рынка составляют 20-25%. Соотношение российской и импортной продукции в настоящее время составляет соответственно 47% и 53%.
После оглашения этих данных участники пресс-конференции решили, что с цифрами надо заканчивать и перешли к описанию портрета сегодняшнего российского потребителя косметики. По словам вице-президента экспомедиагруппы "Старая крепость"Анны Дычевой-Смирновой, в отличие от среднеевропейского покупателя, которого в первую очередь интересует функция косметического средства, россиян волнует состав косметики. "Поэтому на рынке наблюдается изменение предпочтений россиянок в пользу отечественной косметики, которая традиционно ассоциируется с экологически чистым производством и натуральным сырьем", - сказала Анна Дычева.
Любовь к новинкам - также отличительная черта россиян от европейцев. "В Европе потребители более консервативны, у них уже присутствует лояльность к определенным маркам и видам косметики, к новинкам относятся с недоверием, их обилие снижает продажи и дестабилизирует рынок, - продолжает г-жа Дычева. - В России же, наоборот, потребители падки на все новое. Однако при этом они очень не любят промо-акции и советы продавцов-консультантов.
Опыт продавцов косметики показывает, что предлагать свою помощь при выборе товара эффективно только мужчинам, которым неловко демонстрировать разборчивость в косметике и гораздо удобнее внять совету консультанта". Застенчивость делает мужчин самыми лучшими покупателями косметических магазинов. Зачастую мужчине неловко покупать отдельно крем для лица или дезодорант, поэтому он приобретает целый набор, куда входят традиционные мужские косметические средства: бритвенный станок и пена для бритья, а также вся линейка этой марки: гель после бритья, дезодорант, крем для лица, гель для душа, средство для укладки волос. Ежегодно рынок мужской косметики растет на 7-19% в зависимости от категории продукции.
Г-жа Дычева также отметила такую свойственную россиянкам черту, как импульсивность при покупке косметики. Российские женщины часто тратят на косметику, а особенно парфюмерию, средства, не соответствующие их уровню зарплаты.
В качестве примера Анна Дычева привела случай, когда один европейский парфюмер, будучи в России, заметил на столе сотрудницы службы ресепшн духи Christian Dior. "Сначала он потратил полчаса, исследуя упаковку, чтобы удостовериться, не подделка ли это, - говорит Анна Дычева. - А потом еще долго удивлялся, как может сотрудник службы ресепшн позволить себе парфюмерию такой марки.
В Европе женщины гораздо более сдержанны и рациональны при выборе косметики". Помимо вышеуказанных тенденций, аналитики также отметили такие черты российских потребителей, как пристрастие к ярким упаковкам, стеклянным емкостям, а также отметили, что в регионах большим спросом пользуются косметические средства в сосудах объемом 200 мл, в то время как в столице, наоборот, женщины предпочитают не экономить, и как можно чаще менять косметику, поэтому приобретают средства объемом 50-70 мл.
Аналитики отмечают изменение спроса среди россиянок в пользу селективной - элитной - косметики, особенно к парфюмерии, объем продаж которой вдвое больше, чем объем продаж парфюмерии среднеценового сегмента. Ежегодный прирост ее продаж составляет 15%. "Такой потребительской переориентации способствуют сети косметических магазинов, которые отвоевывают покупателя у рынков, - говорит Анна Дычева. - Хотя сеть "Арбат Престиж" часто упрекают в реализации продукции среднеценового сегмента, но они тем самым переманивают у дешевых рынков покупателя, который потом переходит на селективную косметику". Помимо возросшего интереса к селективной косметике, эксперты также отметили популярность продукции антивозрастных линий. Примечательно, что стремительно молодеет аудитория, пользующаяся косметикой anti age.
"Сейчас уже молодые двадцатилетние женщины стали делать себе инъекции ботокса и пользуются соответствующими кремами, - говорит Анна Дычева. - Очень большой популярностью средства против старения также пользуются у женщин 30-40 лет. Связано это как с тем, что косметика против старения переместилась из селективного сегмента в среденценовой, так и с жесткой конкуренцией на рынке труда: женщины очень боятся, что лишатся работы из-за непрезентабельного внешнего вида".
По материалам журнала "Новости в мире косметики"